Истоки и этапы развития киргизского этноса и государственности киргизского народа
Учебное пособие "Краткий курс истории" Авторы: Воропаева В.А., Джунушалиев Д.Д., Харченко Г.В
Ответим на эти вопросы извлечениями из книги первого Президента Кыргызской Республики академика А. Акаева "Кыргызская государственность и народный эпос "Манас"". Книга основана на исторических первоисточниках и сочинениях ученых - историков в осмыслении главы государства. Кто истинные киргизы?
"В моем представлении, - считает А. Акаев, - истинными в историческом понимании киргизами являются те этнические группы, которые веками жили на нашей территории, защищали ее от иноземных нашествий, жертвовали здесь своими жизнями, поливали землю-кормилицу кровью и трудовым потом. Наша земля была общим домом в прошлом, остается такой в настоящее время и, уверен, навечно сохранится в будущем. Эта идея для Киргизстана, по моему глубокому убеждению, является универсальной, применимой ко всем этапам нашей истории, начиная с древности. Мне хотелось бы, чтобы этой идеей прониклись новые поколения. Появись в нашей истории этническая нетерпимость, мы не смогли бы выжить. Сверхпрочный полиэтнический сплав, который носит ныне имя "киргизский народ", великая национальная толерантность, нашедшая отражение в национальной идее "Кыргызстан - наш общий дом", стали важнейшими составными частями нашей государственности".
Древнейшее упоминание в китайских источниках о киргизах и их стране относится к 209-201 гг. до н.э., когда в числе северных владений, покоренных правителем гуннов (хуннов) шаньюем Модэ, названы народ гэгунь (китайская транскрипция термина "киргиз") и его владение. Об этом впервые написал знаменитый китайский летописец Сыма Цянь.
Современные историки выяснили, что место пребывания киргизов и истоки их государственности уводят нас в регион Восточного Притяньшанья (хребет Боро-Хоро) и озера Кыргыз-Нур в северо-западной Монголии. Отсюда этнос под напором мощных кочевых племен передвигался в верховья Енисея, затем через Алтай на свою современную родину Тянь-Шань, по дороге ассимилируя встречающиеся племена и народы. Таким образом, в течение двух с лишним тысячелетий этнос в результате сложных этнополитических процессов развивался и трансформировался на базе местных автохтонных и пришлых миграционных племен. Соответственно трансформировалась и государственность киргизского народа, прошедшая несколько этапов своего развития, взлета и разрушения.
Следует сказать, что процесс образования государственности в Центральной Азии не был моноцентричным и не ограничивался только державой гуннов. Параллельно протекали процессы государственного генезиса и у других соседних народов, которые сумели организовать свои отнюдь не эфемерные государственные образования, раз они стали известны в далеком Китае и вошли в его официальные исторические сочинения.
Несомненно также другое: находясь в III-I в. до н.э. рядом или в составе могущественной гуннской империи, представлявшей кочевую цивилизацию Центральной Азии, киргизы, как и другие народы, восприняли уроки политического управления государственной власти гуннов при создании собственных государств.
Следующие шаги киргизской государственности также связаны с империей гуннов и относятся к I веку до н.э.
В 99 г. до н.э. войска китайского императора под предводительством талантливого полководца Ли Лина вторглись во владения гуннов. Гуннский шаньюй Цзуйдихэу заманил китайские войска в засаду и разгромил их. Ли Лин попал в плен, но вместо того, чтобы казнить пленного, шаньюй, оценивший храбрость и ратное мастерство Ли Лина, оказал ему почести, женил на одной из своих дочерей и назначил правителем "Владения Киргиз".
Ли Лин и его потомки правили киргизским владением в течение нескольких поколений, сначала как зависимого от верховного шаньюя, а с 56 г. до н.э., когда восставшие динлины и киргизы добились политической независимости - самостоятельным государством. Таким образом, к этому времени - середине I в. до н.э. - киргизы обладали собственным опытом правления государством, освоили опыт гуннской империи и овладели через Ли Лина китайским опытом военного и административного управления территориями. Так были освоены основополагающие принципы государственности.
Правда, вскоре войско гуннов снова покорило владения строптивых соседей, которые в китайских источниках называются "царствами".
Таким образом, истоки киргизской государственности восходят к III-I вв. до н.э.
Следует отметить, что в это же время во второй половине первого тысячелетия до н.э., - на территории современного Киргизстана существовало два государства.
Одно - Усунь, со столицей в г. Чигу, что на берегу Иссык-Куля (ныне под водой в акватории Тюпского залива). Второе - Давань, в восточной части Ферганской долины. О них достаточно подробно написано в трудах по истории Центральной Азии, чего не скажешь, к сожалению, о первых киргизских государствах.
Что такое государственность? На этот вопрос президент отвечает, что это не только территория, ограниченная в пространстве линией, которую принято называть пограничной, не только привычные государственные атрибуты, действующий аппарат принуждения и управления, но, главное, это великая национальная идея, которая веками живет в сознании людей, ведет их на ратный подвиг и на жертвы во имя своего народа, помогает нации выживать в трудные времена. Анализируя нашу многовековую историю, президент утвердился в мысли о том, что великая национальная идея о собственной государственности не только возникла у наших предков, по крайней мере, двадцать два века назад, но тогда же и воплотилась в жизнь. С тех пор она прочно укоренилась в массовом сознании киргизов.
История всегда сопрягалась с мифами и легендами, эпосом и исторически-документальными хрониками. Вот один из таких сюжетов.
В XII веке великий поэт Востока Низами Гянджеви в поэме "Искандер-наме" описал благословенную страну Киргиз и ее богоспасаемую столицу. Основой жизни средневекового государства Киргиз, считал Низами, были праведные порядки. Не было чрезмерных желаний, чтился каждый человек, независимо от его положения, напрочь отрицалась власть "золотого тельца".
Кто бы не хотел жить в таком государстве? Неужели подобное возможно? А может, не все потеряно? Если мы не смеемся над чужим горем, значит, живы еще в нас гены добра, равенства, любви к ближнему. Значит, теоретически возможно построение такого государства, где все люди жили бы счастливо.
Таковы исторические истоки, таковы исторические уроки, таковы исторические прогнозы, как надо жить.
<<<
1
2
3
4
5
6
7
>>>